Основные принципы организации виртуального музея как доступного образовательного пространства

Бережная Татьяна Михайловна,

воспитатель 1 квалификационной категории

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 комбинированного вида»

 

Консультация

«Основные принципы организации виртуального музея  как доступного образовательного пространства»

Понятие «виртуальный музей» содержит в себе собрание разного рода Web-страниц. Они размещаются на одном или нескольких Web-серверах. Подобные странички содержат в себе сборники и фотографии экспонатов из разнообразных художественных собраний.

Увидеть интересные экспонаты, понаблюдать за необычными животными, пройтись по загадочным местам парка в реальном мире является наиболее эффективном способом познать окружающую действительность, особенно если это связано с воспитанием маленького ребенка. В условиях научно-технического прогресса, на сегодняшний день, одним из инструментов, при обучении и воспитании является создание виртуального образовательного пространства, используя которое любой желающий может в виртуальном формате просмотреть экспонаты, экспозиции, понаблюдать за поведением животных, так как реально это сделать не представляется возможным.

Как же можно полезно использовать и организовать электронные пространства и ресурсы для обучения и ознакомления с окружающим миром, начиная уже с дошкольного возраста?

Рассмотрим основные моменты организации виртуальных музеев для детей дошкольного возраста

Прежде всего, необходимо понять, с какой целью создаются, а в дальнейшем используются такие электронные пространства.

Если обратить внимание на образовательно-пространственную среду детских садов, можно увидеть, что в структуре учреждений кроме игровых помещений, музыкальных и физкультурных залов созданы уголки с разнообразными коллекциями интересных экспонатов: патриотического и технического направления, истории игрушки, исторического прошлого города.

В большинстве вариантов такие экспозиции располагаются в групповых помещениях возрастных групп. Постепенно коллекции экспонатов пополняются педагогами детских садов, родителями.

Со временем небольшие экспозиции превращаются в настоящие необычные музеи с большим количеством занимательных, порой даже редких предметов. Параллельно с экспонатами в музеях располагается интересная информация о представленных экспонатах, создаются картотеки.

Для воспитанников детских садов в музеях педагогами проводятся интересные экскурсии. Дети узнают много новой информации об истории экспонатов, происхождении, материале изготовления, применении предметов. Также сами дети довольно часто выступают в роли экскурсоводов.

Нужно отметить, что работа в музее не ограничивается одними экскурсиями. Педагоги предлагают детям разнообразную познавательную деятельность, связанную с изучением предметов музея. Разрабатывают интересные игры.

Хотелось бы отметить, что дети с большим интересом относятся к таким видам деятельности как рассматривание и изучение новых предметов.

Ребенку хочется продолжать заниматься изучениями не только в детском саду, но и дома. Увидеть интересные экспозиции ребенок может, используя виртуальный музей, или специально созданную сеть электронных экспозиций по разнообразным тематикам. Создав такое виртуальное пространство, осуществляется возможность продолжать познавательную деятельность за пределами дошкольного учреждения.

Основной составляющей электронного ресурса является

1. Картотека экспозиций музея

Музей – это, прежде всего, большое количество экспонатов со своей историей, назначением, материалом изготовления.

Экспонаты нуждаются в структурировании. Поэтому рекомендуется создание специальной экспозиционной таблицы разделенной на 3 столбца (см.презентацию слайд № 9).

2. Фотографические изображения экспонатов музея

Чтобы иметь представление о внешнем виде музея первоначально создается фото ракурса общего вида музея. Желательно создать панорамный снимок.

В дальнейшем делаем подборку наиболее интересных экспонатов музея и создаем серию фотографических изображений.

При осуществлении процесса создания фотографий экспонатов старайтесь придерживаться некоторых рекомендаций:

1.Следите, чтобы экспонат был чистым (с отсутствием пыли или разводов).

В ином случае после создания изображения, на нём могут отразиться лишние элементы.

2. Подберите определенный фон в соответствии с цветом самого экспоната.

3. При кадрировании расположите экспонат таким образом, чтобы в кадр вошел весь предмет, а также важные элементы предмета.

4. При фотографировании камеру лучше установить на штатив. При этом изображение получится наиболее резким.

5. При необходимости (слабая освещенность) можно установить дополнительное освещение. При этом старайтесь не направлять источник света напрямую на объект. Можно использовать отражатели, например лист белой бумаги или зонтик.

3. Материалы образовательной деятельности в музее.

Видеофрагменты

Как говорилось ранее, музеи в образовательных учреждениях создаются с определенной целью, например, развить у детей представления об истории предметов, назначении и т.д. В связи с этим, необходимо отражать в содержании электронного музея фрагменты такой деятельности (видеосюжеты), что позволит добиться большей наглядности.

1 фрагмент: занимательная экскурсия

Как правило, любая деятельность в музее начинается с экскурсии, в процессе которой посетителей знакомят с историей музея, экспонатами, правилом поведения.

Ребенку дошкольного возраста можно предложить выступить в качестве экскурсовода и провести небольшой обзор по экспозициям музея. В процессе проведения экскурсии ребенком, совершенствуется речевая деятельность, пополняется словарный запас, развивается инициатива.

2 фрагмент: образовательная деятельность с экспонатами

Изучив в процессе экскурсии экспонаты музея и получив первоначальные знания, можно организовать с подгруппой детей образовательную деятельность, в процессе которой педагог предоставит детям возможность более подробно узнать о назначении тех или иных предметов, истории их возникновения. Даст возможность детям провести некоторые исследовательские действия.

В результате такой деятельности детям задаются вопросы, предлагается сделать элементарные умозаключения, подержать экспонаты в руках.

3 фрагмент: самостоятельная деятельность детей

Получив определенные знания в процессе экскурсий, образовательной деятельности, умение бережно относится к экспонатам музея, изучив назначение предметов и их свойств, можно переходить к следующему этапу.

Здесь детям предлагается самостоятельно организовать познавательную деятельность, серию развивающих игр, викторины. В качестве предметов для такой деятельности могут послужить экспонаты музея.

4. Картотека авторских игр, заданий

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. В связи с этим важно создать серию методических рекомендаций развивающих игр и занимательных заданий, связанных с экспонатами музея.

Данный материал будет очень полезен педагогам и родителям для организации деятельности с детьми в направлении изучения предметов:

– презентационный материал;

– демонстрационные (раздаточные) карточки;

– мини-ролики;

– звуковые файлы.

Приведенные фрагменты можно использовать для формирования электронного музея для детей дошкольного возраста. Используя такие компоненты виртуального образовательного пространства, можно получить быстрый доступ к методическим разработкам, подобрав дополнительно наглядный материал, организовать познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста. Ребенок и сам сможет спокойно работать в данном пространстве, просматривая экспозиционные материалы и видеосюжеты.

Виртуальный музей-это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее; экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии; время «работы» может исчисляться годами.

Презентация к консультации Бережной Т.М.  "Основные принципы организации виртуального музея как доступного образовательного  пространства" 

 

Список литературы

Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А. Андреев //Школьные технологии. – 2011. – № 3. – С. 56-58.

Дворко, Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология / Н.И. Дворко. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2013. – 251 с.

Живодерова, В.В. Дипломное проектирование / В.В. Живодерова – Дмитров: ДПК, 2015. – 67 с.

Иванова, Г.С. Технология программирования / Г.С. Иванова. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. – 320 с.

Кононихин, Н.А. Виртуальный музей современного искусства – новая реальность? / Н.А. Кононихин // Русский журнал. – 2011. – № 5. – С. 43-48.

Нургалеева, Л.В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель / Л.В. Нургалиева. – Москва: Наука, 2013. – 220 с.

Туманова, Е.В. Виртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного пространства / Е.В. Туманова. – Москва: Просвещение, 2012. – 213 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: virtualniymusey (31.01.2020)
Просмотров: 222
Всего комментариев: 0
avatar