О ВИРТУАЛЬНОМ МУЗЕЕ

В XXI в. бурно развиваются информационные технологии и средства массовой информации. Одновременно люди хотят больше знать о прошлом своей страны, своего края, своей семьи. Под влиянием этих факторов происходит формирование новых моделей социокультурных объектов, в том числе виртуальные музеи. Виртуальный музей можно рассматривать как тип веб-сайта, оптимизированного для экспозиции музейных материалов. В словаре актуальных терминов под виртуальным музеем понимается созданная с помощью компьютерных технологий модель музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Собранные здесь материалы могут представлять самые различные области от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи – удачный пример применения интернет технологий для решения широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.

Для определения понятия «виртуальный музей» обратимся к концепциям Д.И. Фельдштейна и Ш.А. Амонашвили, трактующими детство как период становления социальных отношений и опыта взаимодействия с окружающим миром, а также к концепциям Т.В. Кудрявцева, А.В. Петровского, Р.М. Чумичевой, определяющих детство как период культуроосвоения и культуросозидания. Опираясь на работы вышеперечисленных исследователей, мы конкретизировали понятие виртуального музея – это воспитательно-образовательное пространство, способствующее социокультурному развитию и патриотическому воспитанию детей, повышению компетенций педагогов, родителей воспитанников.

 

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы» раскрывается понятие патриотическое воспитание, как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [13, с. 3].

Введение Федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования (далее, - ФГОС ДО) определил структуру и содержание дошкольного образования, создание основного фундамента развития ребёнка – базиса его личностной культуры.

В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Виртуальный музей – это новая реальность, призванная содействовать приобщению детей к общечеловеческим ценностям, к историческому наследию предшествующих поколений. Она связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и зрителем.

Виртуальный музей как нельзя лучше отвечает на новые потребности современного информационного общества, а именно: мобильность, демократичность в подаче материала, быстрота поиска и получения информации, ее доступность.

В настоящее время виртуальная музейная педагогика является современным направлением в работе дошкольных учреждений, и одной из самых актуальных проблем для научных исследований в области дошкольного образования. Поэтому на сегодняшний день виртуальный музей рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

По программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы в образовательную область «Познавательное развитие» введен подраздел «Ознакомление с социальным миром», включающий ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Если ряд задач можно решить, посещая памятные места родного города, тесно взаимодействовать с семьями воспитанников, то возникает вопрос: "А как приблизить детей и родителей к историческому прошлому, познакомить с экспозициями о героическом прошлом родного города, страны, если живёшь в маленьком городе?"

Нас выручит «Виртуальный музей» и электронное пособие «Виртуальный музей как средство патриотического воспитания дошкольников», разработанное педагогическими работниками и специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, виртуальный музей в ДОУ - это воспитательно-образовательное пространство, мир, способствующий социокультурному развитию и патриотическому воспитанию детей, родителей, повышению культурных компетенций педагогов и первые шаги дошкольников к реальным музеям и выставочным залам России и мира.

Создание на базе учреждения виртуального музея расширит рамки традиционной музейной педагогики, содействует воспитанию подрастающего поколения, является инструментом успешной социализации и развития дошкольников и способствует развитию информационной культуры и максимальному включению родителей в совместную деятельность, позволит организовать условия не только для одностороннего восприятия информации детьми, но и сделать их активными участниками создания музея.