Консультация "Виртуальный музей как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста"

Паращук Надежда Юрьевна

Харламова Оксана Александровна

муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 1 присмотра и оздоровления»

 

Консультация

“Виртуальный музей как инструмент успешной социализации

и развития детей дошкольного возраста”

 

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики.

Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:

1. Сотрудничество ДОУ с музеями;

2. Создание и использование мини-музеев в детском саду.

Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:

1. Главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.

2. Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, во своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

3. Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и дошкольное образовательное учреждение.

Согласно мнению А.М. Вербенец (кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. герцена), музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.

Современный подход к дошкольному образованию требует «создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». Именно дошкольном возрасте закладываются основы личности. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Выделяется совокупность этих видов отношений: к предметному миру; к социальному миру окружающих людей; к самому себе. Для этого необходимо полноценное проживание ребенком дошкольного детства, способность выбирать себе род деятельности, друзей по игре и общению, формирование инициативы и самостоятельности во взаимодействии с социумом.

Уже в самом раннем детстве детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка предметов. 

Включение «Виртуального музея» в образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей способствует социализации ребенка дошкольного возраста для пробуждения эмоциональных переживаний и чувств через созерцание и общение.

В современном музееведении определение виртуального музея мы находим в «Словаре актуальных музейных терминов». Согласно словарю, под виртуальным музеем понимается созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве, который воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги, коллекции, экспозиции и т. п.  И дает возможность виртуального путешествия по экспозиции и даже ее самостоятельного моделирования. Таким образом, можно выделить две разновидности виртуальных музеев: представительства (сайты) реально существующих музеев; виртуальные музеи.

В сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти много электронных музеев. Например:  «Русский музей: виртуальный филиал», в частности, раздел «Виртуальный мир Русского музея», который представлен на высоком современном техническом уровне, интерьер демонстрируется с наиболее интересных и выигрышных точек, создается «эффект присутствия», расширяется представление о культурной и исторической ценности музейного собрания. Современные компьютерные технологии позволяют увлекательно и полно представить музей, его коллекции, отдельные предметы и информацию о них.

«Виртуальный музей» способен обогатить впечатления детей от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, что необычайно расширяет кругозор и представление детей об окружающей картине мира.

Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У виртуальной экскурсии нет границ. Так, не покидая пределы детского сада, мы можем попасть в мир предметов и объектов, расположенными за его границами.

Особенности организация «Виртуального музея» позволяют ребенку окунуться в мир увлекательной игры. Общение педагога с ребенком позволяет более содержательно анализировать увиденное, активизировать интерес к ценностям, художественному творчеству.

В процессе приобщения к шедеврам мировой изобразительной культуры у ребенка возникает чувство сопричастности к достижениям человека-творца. Восприятие произведений искусства обогащает детский сенсорный опыт и подводит к пониманию сущности техники выполнения тех или иных художественных работ.

Рассматривая работы признанных художников, дети стараются им подражать, у детей возникает изобразительный замысел, в особенности в сюжетном рисовании. Многие дети испытывают желание нарисовать сюжеты, подобные увиденным картинам. Дети часто на этапе анализа творческих работ предлагают устроить выставку самых лучших произведений и пригласить родителей, детей из других групп. Некоторые из них берут на себя роль экскурсовода.

Развивая сенсорный опыт и эстетические представления об окружающей действительности, мы подготавливаем психическую деятельность ребенка к дальнейшему обучению и последующему совершенствованию личностной культуры, выраженной в социокультурном становлении личности.

Интеграция образовательных областей при использовании «Виртуального музея» позволяет не нарушать целостное восприятие мира ребенком. То, что они увидели во время путешествия, закрепляется во время познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, двигательной, музыкальной деятельности и отображается в социально-личностном развитии ребенка. Таким образом, формируются уважение к культурно-историческим традициям, связанные с историческими событиями жизни народов мира.

Создание   виртуального   музея   дошкольной   образовательной   организации   и   использования   интернет технологий   значительно   расширяют   рамки традиционной   музейной   педагогики,   способствует   развитию   информационной  культуры   и   максимальному   включению   родителей   в   совместную   проектную   деятельность.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: virtualniymusey (01.04.2020)
Просмотров: 169
Всего комментариев: 0
avatar