Паращук Надежда Юрьевна Харламова Оксана Александровна муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 присмотра и оздоровления»
Консультация “Виртуальный музей как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста”
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления: 1. Сотрудничество ДОУ с музеями; 2. Создание и использование мини-музеев в детском саду. Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного: 1. Главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры. 2. Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, во своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. 3. Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и дошкольное образовательное учреждение. Согласно мнению А.М. Вербенец (кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. герцена), музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка. Современный подход к дошкольному образованию требует «создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». Именно дошкольном возрасте закладываются основы личности. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Выделяется совокупность этих видов отношений: к предметному миру; к социальному миру окружающих людей; к самому себе. Для этого необходимо полноценное проживание ребенком дошкольного детства, способность выбирать себе род деятельности, друзей по игре и общению, формирование инициативы и самостоятельности во взаимодействии с социумом. Уже в самом раннем детстве детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка предметов. Включение «Виртуального музея» в образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей способствует социализации ребенка дошкольного возраста для пробуждения эмоциональных переживаний и чувств через созерцание и общение. В современном музееведении определение виртуального музея мы находим в «Словаре актуальных музейных терминов». Согласно словарю, под виртуальным музеем понимается созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве, который воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги, коллекции, экспозиции и т. п. И дает возможность виртуального путешествия по экспозиции и даже ее самостоятельного моделирования. Таким образом, можно выделить две разновидности виртуальных музеев: представительства (сайты) реально существующих музеев; виртуальные музеи. В сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти много электронных музеев. Например: «Русский музей: виртуальный филиал», в частности, раздел «Виртуальный мир Русского музея», который представлен на высоком современном техническом уровне, интерьер демонстрируется с наиболее интересных и выигрышных точек, создается «эффект присутствия», расширяется представление о культурной и исторической ценности музейного собрания. Современные компьютерные технологии позволяют увлекательно и полно представить музей, его коллекции, отдельные предметы и информацию о них. «Виртуальный музей» способен обогатить впечатления детей от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, что необычайно расширяет кругозор и представление детей об окружающей картине мира. Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У виртуальной экскурсии нет границ. Так, не покидая пределы детского сада, мы можем попасть в мир предметов и объектов, расположенными за его границами. Особенности организация «Виртуального музея» позволяют ребенку окунуться в мир увлекательной игры. Общение педагога с ребенком позволяет более содержательно анализировать увиденное, активизировать интерес к ценностям, художественному творчеству. В процессе приобщения к шедеврам мировой изобразительной культуры у ребенка возникает чувство сопричастности к достижениям человека-творца. Восприятие произведений искусства обогащает детский сенсорный опыт и подводит к пониманию сущности техники выполнения тех или иных художественных работ. Рассматривая работы признанных художников, дети стараются им подражать, у детей возникает изобразительный замысел, в особенности в сюжетном рисовании. Многие дети испытывают желание нарисовать сюжеты, подобные увиденным картинам. Дети часто на этапе анализа творческих работ предлагают устроить выставку самых лучших произведений и пригласить родителей, детей из других групп. Некоторые из них берут на себя роль экскурсовода. Развивая сенсорный опыт и эстетические представления об окружающей действительности, мы подготавливаем психическую деятельность ребенка к дальнейшему обучению и последующему совершенствованию личностной культуры, выраженной в социокультурном становлении личности. Интеграция образовательных областей при использовании «Виртуального музея» позволяет не нарушать целостное восприятие мира ребенком. То, что они увидели во время путешествия, закрепляется во время познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, двигательной, музыкальной деятельности и отображается в социально-личностном развитии ребенка. Таким образом, формируются уважение к культурно-историческим традициям, связанные с историческими событиями жизни народов мира. Создание виртуального музея дошкольной образовательной организации и использования интернет технологий значительно расширяют рамки традиционной музейной педагогики, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению родителей в совместную проектную деятельность.
| |
Категория: Мои статьи | Добавил: virtualniymusey (01.04.2020) | |
Просмотров: 169 |
Всего комментариев: 0 | |